詩經 Ши цзин«Канон стихов/поэзии», «Книга песен». Самая древняя антология кит. поэзии, в кач-ве канона (
цзин [
1]; см.
Цзин-вэй) входящая в конфуц. своды классич. лит-ры
«У цзин» [1] («Пятиканоние») и
«Ши сань цзин» («Тринадцатиканоние»). Состоит из 305 произведений. В эпоху, предшествовавшую династии Цинь (221–207), носило название «Ши» («Песни») или «Ши сань бай» («Триста песен»); иероглиф
ши [
6] («песни») тогда обозначал некий синкретич. жанр — единство поэтич. текста, аккомпанемента и танцевальных движений, впоследствии — «стихи». Когда
У-ди (император династии Зап. Хань, 140–87 до н.э.) из «ста [филос.] школ» в качестве офиц. идеологии выбрал
конфуцианство и учредил звание
бо ши (широкий эрудит/доктор) по конф. «Пятиканонию», «Песни/Стихи» вошли в его состав и получили название «Ши цзин» («Канон песен/стихов»), а при формировании
неоконфуцианства в эпоху Сун (Х – ХIII вв.) были включены в «Тринадцатиканоние».
Памятник состоит из трех частей — «[Го] фэн» («Нравы [царств]»), «Я» («Оды») и «Сун» («Гимны»). В разделе «[Го] фэн» собраны 160 местных народных песен 15 царств эпохи Чжоу (XI–III вв. до н.э.). Раздел «Я» объединяет 105 «песен», сложенных при дворе вана — государя династии Чжоу, в столице и ее окрестностях, и включает два подраздела: «Да я» — «Большие оды»: 31 «песня», и «Сяо я» — «Малые оды»: 80 «песен» (фактически 74 и шесть т.н. «мелодий для
шэна» — губного музыкального инструмента, т.е. песен без слов, но имеющих название). Раздел «Сун» содержит 40 «гимнов» и членится на три подраздела: «Чжоу сун» («Гимны [дома] Чжоу»), «Лу сун» («Гимны [князей] Лу») и «Шан сун» («Гимны [дома] Шан»). Два последних подраздела представляют собой храмовые песнопения, распространенные в VIII–III вв. в царствах Лу и Сун.
Произведения, вошедшие в «Ши цзин», согласно
«Хань шу» (I в.) и др. древним источникам, собирались спец. чиновниками двора чжоуского вана —
син жэнь («путниками») или
цю жэнь («глашатаями») и представлялись ко двору сановниками разных рангов. Они служили своего рода информацией с мест «о нравах народа» (
«Ли цзи», V–II вв.) для принятия политич. решений (
«Го юй», V–III вв. до н.э.), совершенствования церемониальных установлений и ритуальной музыки. Корпус «Ши цзина» в основном сформировался предположительно в X–VI вв. Согласно версии, представленной в
«Ши цзи» Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.), «Ши цзин» составлен
Конфуцием. Каноноведами (см.
Цзин-сюэ) XIX в. эта версия подвергнута сомнению: по нек-рым данным, список «песен», относящихся к разделу «Го фэн», почти полностью совпадал со списком 544 г. до н.э., когда Конфуцию было восемь лет. Конфуций, вероятно, мог быть редактором «Ши цзина», перестроившим структуру памятника (последовательность «песен»), выправившим его музыкальную часть и использовавшим его в качестве учебного пособия для своих учеников. Ныне существуют версии авторства лишь нескольких вошедших в «Ши цзин» произведений. Местность, описываемая в «песнях», — в основном район Великой Китайской равнины, вокруг бассейна р. Хуанхэ (совр. пров. Шэньси, Шаньси, Хэнань, Хэбэй, Шаньдун, южн. часть Ганьсу и сев. часть Хубэй).
«Ши цзин» оказал глубокое влияние на кит. лит-ру последующих столетий как памятник художеств. творчества и историч. источник. В «песнях» раздела «Го фэн» отражены нравы и обычаи, мысли и чувства простого народа, превратности его жизни, социальные и этич. отношения, содержится критика роскоши и безнравственности господствующих классов. Большинство произв. из разделов «Да я» и «Сяо я» представляют собой торжественные песнопения, исполнявшиеся с музыкальным сопровождением. Наряду с прославлением предков и духов они содержат увещевания, обращенные к правителям, в нек-рых излагаются полулегендарные, полуреальные версии истории рода Чжоу до момента свержения У-ваном династии Шан-Инь (конец XII или XI в. до н.э.) и основания династии Чжоу. Некоторые «оды» раздела «Да я» и бóльшая часть раздела «Сяо я» отражают политич. реальность IX–VII вв. до н.э. — упадок правящей династии и разложение рабовладельческого строя, выражают тревогу по поводу ослабления дома Чжоу.
31 произведение подраздела «Чжоу сун» относится к периоду Зап. Чжоу (XI — нач. VIII в.), гл.обр. к начальному его этапу. Они воспевают «заслуги и добродетели» предков династии, упоминают реалии экономич. жизни, прежде всего земледелия. «Лу сун» и «Шан сун» представлены лишь девятью «гимнами», что отражает политич. ситуацию — главенство дома Чжоу, хотя произведения этих подразделов выше в художеств. отношении.
В большинстве «песен» «Ши цзина» стих состоит из четырех моносиллабических слов с рифмой в конце стиха, но встречаются и другие варианты стихотворной формы. В «Ши цзине» использованы специфические выразительные средства, канонизированные последующей филологич. традицией.
Согласно традиц. историч. версии, списки «Ши цзина» были уничтожены в период правления династии Цинь вместе с другой конф. лит-рой. В эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) были известны четыре списка «Ши цзина»: «Ци ши» («Песни из Ци», или «Циская [версия „Канона] стихов“») связывался с именем Юань Гу, уроженца царства Ци; «Лу ши» («Песни из Лу», или «Луская [версия „Канона] стихов“») — с именем Шэнь Пэя из царства Лу; «Хань ши» («Песни [рода] Хань», или «[„Канон] стихов“ [в версии] Ханя»), восстановление к-рого приписывается Хань Ину из царства Янь; «Мао ши» («Песни [рода] Мао», или «„Канон стихов“ [в версии] Мао»), реставрация к-рого относится на счет Мао Чана из царства Чжао. Первые три списка имели хождение уже во II в. до н.э., а в III–IV вв. н.э. были утеряны; «Мао ши» появился позднее и сохранился до наших дней, поэтому «Ши цзин» называют также «Мао цзин» («”Канон [стихов” в версии] Мао») или «Мао ши» («”Стихи” [в версии] Мао»).
Самые известные комментарии к «Ши цзину» — «Мао ши цзянь» («Комментарий к „[Канону] стихов“ [в версии] Мао»), принадлежащий Чжэн Сю-аню (II в.); «Мао ши чжэн и» («Правильный смысл „[Канона] стихов“ [в версии] Мао») Кун Ин-да (кон. VI — VII в.); «Ши цзи чжуань» («История собрания „[Канона] стихов“»)
Чжу Си (XII в.); «Ши Мао чжуань шу» («История [собрания „Канона] стихов“ [в версии] Мао и комментарий [к нему]») Чэнь Хуаня (кон. XVIII — XIX в.); «Мао ши чжуань цзянь тун и» («Разъяснения и комментарий к „[Канону] стихов“ [в версии] Мао») Ма Жуй-чэня (кон. XVIII — XIX в.); «Ши сань цзя и цзи шу» («Сводный комментарий к трем спискам „[Канона] стихов“») Ван Сянь-цяня (XIX — нач. XX в.). Имеются переводы на англ. (J.Legge, … ; B.Karlgran, 1950), фр. (S. Couvreur, 1896), рус. (А.А.Штукин, 1957) и совр. кит. яз. (Цзян Инь-сян, 1983).
Автор: Пань Фу-энь
Источники: Ши цзин: гоюй чжуцзе («Канон стихов» с комментарием на байхуа). Шанхай, 1934;
Цзян Инь-сян. Ши цзин и чжу («Канон стихов» с переводом и комментариями). Пекин, 1983; Шицзин / Пер. с кит. А.А.Штукина. М., 1957; Cheu king / Tr. par S. Couvreur. Hien hien, 1896; The Book of Odes / Transcription and Translation by B. Karlgren. Stockh., 1950; Shih ching. The Confucian Odes. The Classic Antology Defined by Confucius / Tr. by E.Pound. N.Y., 1959.
Литература: Литература древнего Китая. М„ 1969, с. 97–126, 283–285;
Лихтман В.В. Трансформация чжоуской и шанской пространственных моделей в «Гимнах Лу» // XX НК ОГК. Ч. 1. М., 1989;
Федоренко Н.Т. «Ши-цзин» и его место в китайской литературе. М., 1958;
Гао Хэн. Ши цзин инь лунь (О «Каноне стихов») // Вэнь ши чжэ. Вып. 5. Пекин, 1956;
он же. Ши цзин цзинь чжу (Новые комментарии к «Канону стихов»). Шанхай, 1980;
Чэнь Хун-тянь,
Люй Лань. Ши цзин соинь (Указатель к «Канону стихов»). Пекин, 1984;
Чэнь Цзы-чжань. Ши цзин чжи цзе (Толкования «Канона стихов»), Т. 1–2. Шанхай, 1983;
Юй Гуань-ин. Ши цзин сюань и (Толкование избранных мест из «Канона стихов»). Пекин, 1958;
Matsumoto Masaaki. A Study of the Shih-Ching. Tokyo, 1958;
Nikkilä P. Early Confucianism and Inherited Thought in the Light of Some Key Terms of Confucian Analects. Vol. 1. The Tekms in Shu Ching and Shih Ching. Helsinki, 1982;
Wang C.H. The Bell and the Drum. Shih Ching as Formulatic Poetry in an Oral Tradition. Berk., 1974.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 623-625.